МЕГАРЕГИОН  -  СЕТЕВАЯ  КОНФЕДЕРАЦИЯ

Введение Мегарегион Структура Контакты На главную
Путь к проекту Аналитики Этика Биографии Гостевая книга
О проекте К списку статей Условия участия Ссылки Стенограммы

 Статья Сергея Александровича Четвертакова

 

С.А.Четвертаков

Эстония и Прибалтика - проблемы отношения с Россией

 

Тема Эстонии – это не столько об Эстонии, сколько о нас грешных, не помнящих своего родства, своего прошлого, не отвечающих за свои прошлые поступки и даже за свои слова. Эстония здесь, пожалуй, только один из самых одиозных случаев для обсуждения России и нашей судьбы, наших форм поведения и нравов. Это обсуждение начинается с Эстонии и с этой длительной дискуссии по теме солдата-освободителя. Похоже, впервые русское (российское) общество необычно долго обсуждает проблему сноса памятника освободителям.

В реальности же тему освободителей Эстонии можно развить в аналогичном ключе и по поводу Прибалтики вообще, и по поводу Украины (только один голодомор 1933 г. стоит второго Нюрнбергского процесса), или по поводу Грузии (11-я Красная армия в феврале 1920 г.), или многих из народов Северного Кавказа и т.п.. И везде РАЗГОВОР И ТЕМА БУДУТ ОДНИ И ТЕ ЖЕ.

Является ли Россия - империя XX-го века - в своих отношениях с соседями или со своими народами освободителем и защитником этих народов?

Эстония и Россия к 1941 году. Как из одной Отечественной войны сделать две

Эстония – малая страна. Три-четыре государства «воевали» Эстонию в ее истории – Дания, ордены Меченосцев, Тевтонский и Ливонский, т. е. германцы-колонисты, затем Швеция и меньше Речь Посполитая (юг) и, наконец, Россия с Петра. История небольшого народа научила его умеренности в политике, терпению и последовательности, упорству, он прошел долгий путь к независимости через длительные периоды сохранение баланса между завоевателями или потенциальными завоевателями. Со времен Петра история страны, уже в значительной степени онемеченной, и одновременно получившей традиции европейского городского самоуправления, политически связана с Россией, а этнически и экономически с Германией. И надо сказать, что до 1917 года, уважая немецкую особость Эстонии (и Прибалтики вообще), как и полушведскую особость присоединенной Финляндии, Россия не ломала хозяйственную систему Эстонии и Прибалтики. Потому Россия всегда воспринималась в Прибалтике до 1917 и до 1939 г. как меньшее зло, поскольку роль немцев в прямом извлечении прибавочного продукта и в эстонской экономике, и доминирования в культуре до начала XX-го века преобладали.

В момент первого распада России Эстония впервые, как и Финляндия, Латвия, Литва, Польша, получила государственный суверенитет, не без конфликта – по Тартусскому договору 1921 г. И Эстония уже через 20 лет независимости вынуждена была снова выбирать, к кому из старых хозяев уйти «под крыло». Надо сказать, что о тайных статьях советско-германского договора не знали не только в Эстонии, но и никто в мире. И Эстония вынуждена была не просто выбирать между двух сторон, она, как и Латвия, и Литва, обращалась к германскому соседу за поддержкой и, только получив его равнодушие и «совет подчиниться», вынуждена была смириться с происходящим.

Но при этом следует сказать, что балтийское население (за исключением самых информированных политических кругов стран Балтии, и участников гражданской войны в России) в целом и до известного момента считало Россию меньшим злом, чем фашистскую Германию. Крестьянство Эстонии – большинство населения - видело в своей народной практике единственных хозяев – это всегда были курляндские немцы.

И вот с осени 1939 г. в Прибалтике появляется советский «ограниченный контингент».

Как это происходит? Прямой силой и давлением. Так 27 сентября 1939 года эстонский начальник штаба сообщает германскому послу и военному атташе в Эстонии, что «русские требуют военно-морскую базу в Балтийском порту и военно-воздушную на эстонских островах». Генштаб Германии, цитируем, «рекомендовал принять эти требования, поскольку германская помощь маловероятна и ситуация может стать только хуже» (цит. по брошюре СССР-Германия 1939-1941, т. 2., с. 7). Эту же озабоченность (об Эстонии) передает Германии министр иностранных дел Финляндии, на что Германия советует Финляндии «обеспечить безопасность своей страны», с. 8.

Что происходит далее? В апреле 1940 г. германские силы вторгаются в Данию и Норвегию. С 10 мая Германия прерывает т.н. «странную войну», игру, в которой весь Запад ожидает, что немцы пойдут на Восток против большевизма. Причем это ожидание питается даже определенной надеждой на совместные действия Запада и Германии против СССР. Такие действия даже частично поддержаны планами Англии и Франции зимы-весны 1940 г. – вторжение через Норвегию на Финляндию англо-французского контингента для поддержки сопротивления Финляндии. Англичане строят планы вторжения на нефтяные промыслы Баку своими силами из Ирана. Но все планы сотрудничества рушатся уже апрельской атакой на Скандинавию.

Здесь, если быть честными, следует оговориться. Запад коллективно «собирал», финансировал через кредиты Запада и направлял Гитлера в «Drang nach Osten». Но подлинным источником и виновником и угрозой был, все же, тоталитарный коммунизм с 1917 г. – еще не испробованная и неосознанная угроза всему культурному человечеству, породившая в лице фашизма свое зеркальное, еще более ядовитое «противоядие». Нам остается только осознать эту сложность и трагизм истории - понять и осудить коммунизм как красивую и чрезвычайно опасную утопию, в которой теряется не только время, как в «сказке о потерянном времени», но и ЖИЗНЬ, и МНОГИЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ.

Итак, с 10 мая по 14 июня – за месяц - погибает Франция (взят Париж), уже мир потрясен окружением и тяжелейшей эвакуацией англичан под Дюнкерком (май 1940). Англию и Лондон бомбят немцы.

Теперь, и в этом контексте разворачивающегося апокалипсиса от Германии можно ожидать чего угодно, и все это понимают.

Советские войска вступают в Прибалтику практически силой и через месяц, практически отодвинув законные правительства, проводят выборы и создают новые правительства. Все три государства объявляют свое «добровольное присоединение» к СССР. Ситуация с голосованием спорная. Но мы имеем не только информацию о протестах чиновников Эстонии Латвии и Литвы – о несправедливых фальсифицированных выборах под «штыками русских», что, конечно, имело место. Это люди заинтересованные, и уходящие от власти – это их позиция.

В свете контекста окружающей ситуации в Европе мы можем поставить себя на место обычного эстонца, латыша, литовца – причем, человека, не искушенного в проблемах классов, социализма, социального равенства и т.п. «Ждать, пока к тебе придут и возьмут силой – или объявить на выборах, что ты присоединяешься к другому большому государству». Причем присоединиться нужно, вроде бы, к Российскому государству, которое будучи формальным господином в текущую жизнь Эстонии в прошлом XIX-м веке не вмешивалось. Но и еще, СССР объявило себя государством нового типа, государством самым счастливым, государством, которое строит новую жизнь и обещает социальную справедливость. И, последнее, очень важное, это государство УЖЕ ВВЕЛО СВОИ ВОЙСКА В ТВОЮ СТРАНУ.

У нас есть сведения, что значительная часть населения ТОГДА смирилась с положением дел и проголосовала «добровольно». Что значит добровольно? – Это значит, что оно учитывало реалии не только присутствия советских войск (как оккупации), но и то, что в противном случае, оно было бы оккупировано немцами. А недовольство немцами ТОГДА было вмонтировано у прибалтийского населения на ментальном бытовом уровне. Кстати, освободил прибалтийских эстонских и латвийских крестьян от крепостной зависимости (от немцев) Российский император Александр I  в 1816-19 гг..

В то же время, несомненно, что вопрос о присоединении в СССР, так же, кстати, как и о присоединении к Германии (в любой форме) в Прибалтике БЕЗ ВТОРЖЕНИЯ СОВЕТСКИЙ ВОЙСК не стоял бы НИКОГДА. Поскольку эти страны обрели НЕЗАВИСИМОСТЬ впервые за всю историю своего существования, и никому по доброй воле ее отдавать не собирались, и мы вернемся ниже к этому.

Параллельно, в момент вступления советских войск в Прибалтику, и в 1939, и в июне 1940 г. множество - десятки и сотни катеров и яхт отправляются с беженцами в Швецию и Финляндию, опасаясь мести и просто террора большевиков, Бегут те, кто знает о репрессиях и о нравах красного режима. Бегство многих тысяч – это трагедия, но общество еще не все понимает (для Эстонии - это 70 тыс. жителей – всего за период 39-45 гг.)

Итак, присоединение (захват) свершилось. В СССР из Прибалтики поступает множество продовольственных товаров, и мои родители вспоминали – перед войной с продуктами и товарами стало лучше – это результат присоединения Прибалтики.

Часть высшего руководства Прибалтики арестована, некоторые расстреляны, но страны Балтии еще не решили, ЧТО хуже. Германские фашисты в завоеванных странах тоже убивают и много убивают.

Но приближается 1941 год. Уже почти как год установлена советская власть.

И вот с субботы 14-го июня на воскресенье 15 июня 1941 года в квартиры и дома состоятельных и известных людей: членов бывшего парламента, журналистов, членов основных партий, полицейских, офицеров, священников, бизнесменов и землевладельцев - врываются люди ГПУ. Они забирают намеченных людей, их семьи, они сажают семьи в автомобили и везут в порт к подготовленным вагонам (их 450 в Таллинне). Всего запланировано в первой акции только в Эстонии депортировать 11000 человек – нашли и вывезли более 9000.

Естественно, взять предполагали и всех русских беженцев из Советской России, и значительная часть их бежало в Швецию еще в 1939 году.

Как потом стало известно, планам депортации подлежали т.н. «правящие круги» Эстонии с общей численностью до 20 процентов населения. То же самое ожидало и политическую, экономическую и культурную элиту других балтийских стран.

Что означало это для России? – Для России это означало - «изъятие классовых врагов», чтоб «не мешали строить социализм». И, действительно, Россия в своей РСФСР (потом СССР) уничтожила ВСЮ СВОЮ ПРЕЖНЮЮ ЭЛИТУ и еще в дополнение 6-10 млн. крестьян, но это уже сверх программы и без огласки – чтобы «не мешали» строить «социализм».

Что означало это для Эстонии? Для эстонцев и, аналогично, латышей, литовцев. Для эстонцев, еще не распропагандированных на внутреннюю агрессию и классовую ненависть новой властью, как ранее в России, - это означало УНИЧТОЖЕНИЕ или НАМЕРЕНИЕ УНИЧТОЖЕНИЯ государственности, суверенитета Эстонии, уничтожение лучшей части народа Эстонии. Для стран, получивших свободу и статус признания (международного уважения), – это было колоссальным психологическим ударом.

С этого момента, с момента 15 июня 1941 года русский и советский народ простился с эстонским, если не навсегда, то на очень долгий период. И у эстонцев уже была своя война – им были врагами и немцы, и русские (советские). Мы не исключаем, что часть эстонцев оказалась распропагандированной советской пропагандой или вообще ничего не знала о депортации, как, например, молодежь, мобилизованная в советскую армию в 1940 году и перед войной.

Тем не менее, для людей потрясенных вероломством Советов не было одной Отечественной войны – их было две. Советы вели одну войну – социалистическое порабощение (и здесь существенно советскую власть именовать именно порабощением – ЗДЕСЬ СУТЬ КОНФЛИКТА ВНУТРИ РОССИИ – считать ли прежнюю жизнь счастьем или рабством), а эстонцы – другую, в большинстве - и против немцев, и против Советов. Отсюда и «лесные братья», хотя при соотношении ресурсов это движение было обречено. Эстонский народ, как и многие другие европейские народы в таких ситуациях, сохраняли самое главное – жизнь своего народа, своих людей – именно то, что пока не умеют делать русские в государстве и в общине.

Следующие события полностью подтвердили вывод нормальных эстонцев о сворачивании государственности Эстонии. Цитируем энциклопедию «Земля»:

Во время войны и в первые послевоенные годы Эстония потеряла четверть населения, главным образом в результате депортаций в другие районы Советского Союза и эмиграции. Основным ресурсом роста населения в послевоенные десятилетия стала массовая иммиграция неэстонцев – процесс, поощрявшийся централизованной системой управления и плановой экономики с целью увеличения численности трудовых ресурсов и советизации Эстонии… В итоге в 1945 доля эстонцев в составе населения республики достигала 93%, к 1989 снизилась до 62%. Цит. по http://www.theearth.ru/pages/estonia.html .

Мы не будем говорить о том, как эстонцы и другие балтийские народы боролись за свою свободу и независимость уже в составе СССР, и как они добились этой независимости, Это известно. Нашу оценку Беловежья см. в работе.

Важно то, что они вернули себе то, что они по праву и по международному праву имеют и должны иметь - СВОБОДУ И НЕЗАВИСИМОСТЬ. В 1991 году закончилась Отечественная война народов Прибалтики за свою свободу и независимость. Но эта долгая война и долгое прощание с Россией обошлись малой кровью и малыми разрушениями для балтийских народов, для человеческих жизней. А жизнь человека народы Балтии ценят много выше, чем она стоит в России с позиции жителя России (когда речь идет не о близких, а вообще).

 

У вас тут не завалялось немного совести? Дорого возьму!

А теперь мы должны вернуться к общей теме – к НАШЕМУ ОТНОШЕНИЮ К СВОБОДЕ ДРУГИХ НАРОДОВ.

Современные русские политики, особенно квасного патриотизма, очень любят пенять Западу на «двойные стандарты». Я не буду спорить с ними по поводу Запада, возможно, временами это и так. Но чужое некорректное поведение - это не индульгенция для новых русских политиков самим использовать двойные стандарты в отношении своего народа, других народов и во внешней политике. А уж гордиться своей «самостью» мы умеем, что уж тут ссылаться на других или говорить: «все так делают» - не желает же очередной политик из циников прослыть прозападным конформистом, или, что еще хуже, космополитом!

И это очень большой и важный вопрос для разговора русских с русскими – об отношении к распаду империи и к правам народов на выход из империи, или на право империи завоевывать другие народы и удерживать их в своем подчинении.

Это оселок (точило) совести или тест на «совесть». ЭТО ВАЖНЕЙШИЙ ВОПРОС для ментальности современного, прежде всего, русского человека. Более того, это и вопрос современной политической культуры.

Разве это заявлено в русской традиции - управлять, давить, быть «паханом» или, точнее, «вертухаем» или «шестеркой», в зоне, где содержатся другие народы как залог, как ресурс, или просто из страха перед процессом раздела? Это не заявлено, но именно это выполнялось и соблюдается на практике!

Говорить открыто и обсуждать открыто

Значит, русские люди это не только честно не обсуждают, но стараются не задумываться, уходить от тяжелых тем! Зато литераторы и публицисты из тех, которые имеют доступ к печати, вертятся «как уж на вертеле», изворачиваются, доказывая, что так было всегда. Говорится, что мы особые и талантливые, старшие братаны, что мы вся семья вместе, что мы не похожи ни на кого другого (из тех, кто уже успел сгинуть – Османская империя, Австро-Венгрия, и кто еще не распался – Иран, Индия, Китай …).

Может быть, признать, что народы равны, и когда смогут и захотят, вольны самоопределиться – их не следует умывать по-тюремному в крови, не рушить их столицы как Грозный? И тогда, возможно, станет меньше оснований для определения себе и своему государству, данное когда-то Лениным как «тюрьмы народов» (кстати, 15 декабря 1917 г. этот автор отпустил «на волю» одну Финляндию – остальных отпустить ему не дали его же подельники).

И если вы не умеете или не знаете, что сказать по теме, то вы политически неграмотны. Но если вы знаете что сказать, и скажете то, что искренне думаете, есть же и те, кто умеет длинными историческими экскурсами не сказать ничего, то не удивляйтесь, что в некоторых вариантах вашего ответа от вас отшатнется нормальный европеец. И постарается унести ноги, если не из России, то от вас лично. Дело в том, что империя влияет на нас ежедневно, и мы этого не замечаем. И второе … дело в том, что ЕВРОПА В ОТЛИЧИЕ ОТ ВОСТОКА И РОССИИ ДАВНО ПРОШЛА ЭТОТ ЭТАП И ДАВНО ОТВЕТИЛА НА ЭТОТ ВОПРОС – от Столетней войны во Франции и до XX-го века.

Несовместимость империи и демократии

Это теперь только мы, разобравшись с социологией империи, понимаем, что, давя «братьев меньших», мы – старшие братаны - сами становимся в некоторой – этой самой степени – тюремщиками. И потому мы бываем либо насильниками в рамках своей воинской обязанности (когда есть сила), либо лгунами – это на закате империи (когда нет силы). Тогда и возникает двойственность населения в отношении к государству, образуя ментальные (настроений населения) циклы, о которых мы еще когда-нибудь скажем подробнее.

Нам ДЛЯ РЫНКА И РАВНОПРАВНОГО ОБМЕНА ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ, которые суть идеальные условия развития большинства сфер разделения общественного труда, требуется ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО, а для сохранения этого государства КАК ИМПЕРИИ нам требуется СИЛОВОЕ ВОЕННОЕ ГОСУДАРСТВО, которое обязано стоять НАД ОБЩЕСТВОМ и несовместимо с РЫНКОМ. ВОЕННОЕ ГОСУДАРСТВО оказывается всегда слоном в посудной лавке товарно-денежного хозяйства. Не только сила, но и ложь несовместима с рынком, потому, что всякое неравноправие, даже скрытое ложью потемкинской демократии, образует преференции и разрушает рынок и разделение труда. А безопасность чиновнику от послушного и запуганного населения образует далее разложение и коррупцию самого государства, губящую все хозяйство.

Отсюда и вывод о невозможности феномена «либеральной империи».

Советы государственникам и равнодушным

Итак, если вы считаете, что все народы СССР, и вы тоже, были счастливы в составе Советского Союза, а мерзкие диссиденты, внутренние и внешние враги государства, а так же враги рода человеческого - Горбачев и Ельцин - сознательно разрушили «рай на земле», то мы рекомендуем вам ознакомиться с материалом об империях и о закономерностях их разрушения, по ссылке . Если не желаете утруждаться, то не удивляйтесь, когда наступит новый 1991 год в XXI веке. Теперь и вы ответственны за свою судьбу и судьбу своих детей.

Для тех, кто «не знает»

Эти же материалы полезны для тех, кто «еще не знает». К сожалению, политические девственники, и школьная молодежь обычно попадает в руки старых развратников от политики – людей, которые в СССР «были всем» (политической элитой), а теперь большинство их снова заслуженно стали «ничем», но пытаются вернуть утраченное. Поэтому молодежь получает устаревшие и аморальные жизненные ориентиры от, в определенной степени, «деклассированной» части общества.

Социологией же (а часто и историей) и сейчас занимаются запуганные в советское время бывшие преподаватели «научного коммунизма», всю жизнь боявшиеся отступить от написанного в ЦК текста, а уж, чтобы, о чем-то подумать, это и не предполагалось. Все, что они вынесли из кризиса 90-х, – это цинизм выживания путем болтовни в том ключе, который нужен власть предержащим – сегодня служишь одним – завтра – другим. Это ИХ ЛОГИКА, ЛОГИКА ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ. Поиском истины они так же не готовы заниматься, как и бывшие работники ФСБ (КГБ) – благотворительностью. А цинизм и ложь – это вовсе не тот материал, который стоит бумаги, электронных носителей и времени читателя.

И здесь, когда мы говорим о необходимости освоения мира, самое время поговорить о роли лжи и цинизма!

Ложь и цинизм. Их опасность в экономике и обществе

Очень важно понимать, что ложь и цинизм (право сегодня говорить одно – завтра противоположное по личной потребности) – это не просто неверная информация – это отложенная на время опасность для каждого из нас лично. Когда-то большевики научились именовать «диалектикой» свой «двойной стандарт». Он именовался так же «классовым подходом» - «выгодно все, что выгодно классу», или иначе ВСЕ ПОЗВОЛЕНО! В реальности, под «правящим классом», конечно, они понимали только себя дорогих. В этой оболочке и зашита цель, оправдывающая любые средства – предполагалось-то, что ПОЗВОЛЕНЫ ЛЮБЫЕ СРЕДСТВА. Оправдывалось тем, что это для БОЛЬШИНСТВА НАРОДА. Уже в 1928 году эти ЛЮБЫЕ СРЕДСТВА применены только для прогрессивного класса - 25 процентов населения - и против большинства народа 75 % крестьян. Оправдывалось тем, что:

–  Это же нужно было для государства, его безопасности. Впереди война!

–  Какого государства?

–  А СССР! Российской империи!

–  Это того государства, которое объявило мировую революцию в 1917 г., и стало ее готовить во всех других странах мира (III Интернационал) еще с начала 20- годов?

–  Да!

–  Так, примучить крестьян в 1928 и позже надо было только потому, что Россия запланировала «проложить светлый путь всему человечеству», примерно так, как у себя в годы гражданской войны, а остальные страны «возразили», «испугались» и тем создали угрозу в виде «капиталистического окружения» для России?

–  Да, конечно! Но счастье человечества – это же навсегда?

 

Вот она, эта логика без прикрас! И счастье человечества с карточками на продовольствие в конце 1990 г. как счастливого бытия.

Но замучить-то нужно было принудительным каторжным трудом на десятки лет до ста миллионов своих граждан! И нужно было напугать весь мир ТАК, что пришлось отбиваться от крестового похода (фашизма – плохого слепка или мутации с коммунизма) на коммунизм, уложив десятки миллионов своих сограждан.

Т.е. аргументы для ОПРАВДАНИЯ ЛЮБЫХ СРЕДСТВ у ВОЖДЕЙ БЫЛИ – ВЕЛИКАЯ ЦЕЛЬ

После открытия теоремы эксплуатации как основы антисоциализма – эта аморальная конструкция социального равенства (как и резкого социального неравенства) оказывается алогичной и в рациональном плане – ВЕЛИКАЯ ЦЕЛЬ оказалась ФАЛЬШИВОЙ и недостижимой, убийственной для экономики и просто жизни. Узурпация рабочим классом (и любым, в том числе, правящим классом) всего хозяйства такое же разрушение разделения труда, как и узурпация политических прав других народов – в империи.

Но следствие лжи и цинизма по моде «от ВКП(б)-КПСС-КПРФ» имеет свои особенности.

Сегодня вы для нас слушатель в нашей дискуссии, и мы делаем вид, что с вами честно спорим. В реальности мы продвигаем только свои идеи. Возможно, вы даже «союзник».

Завтра мы делим с вами власть, и вы для нас только «попутчик».

А послезавтра, когда мы прибрали к рукам все рычаги власти, вы для нас «классовый враг». И вы должны быть уничтожены!

А еще через день, когда классовых врагов уже нет, и возражать некому, мы можем делать с вами, дорогой наш народ, – все, что угодно. Например, мы можем депортировать любого из вас лично в любую точку Земли, а так же любое сословие, класс, профессию, этнос или просто жителей отдельно взятой области или района, деревни (по вкусу). Или, заморить голодом, загнать в лагерь, казнить и т.д.

Это ЛОГИКА большевиков, и она всегда была такой – этому учили немного другими словами в высших партийных школах. И потому, дискутируя с коммунистами в одной телевизионной студии или находясь в одной колонне демонстрантов, помните о призыве Юлиуса Фучика: Люди! Будьте бдительны! Социальная демагогия (по сути пропаганда концентрации или централизации экономических и политических ресурсов) не менее опасна, чем демагогия моноэтническая или расистская.

Ложь и цинизм. Прощать или не прощать

И потому на Западе с людьми типа «они соврамши», в дискуссии не вступают – они вне ОБЩЕСТВА. Это и формирует т. н. нормальное общество, способное о чем-то договориться. И, к сожалению, российское общество этого делать не умеет. И если российское общество не научится это делать в обозримый период, то оно не сможет спасти ныне погибающее государство (2007) и потому себя самое.

Это к вопросу о лжи и цинизме - антиподам совести.

Кому на Руси прощать хорошо

А теперь нам стоит обсудить «по-совести» проблему русской диаспоры в Эстонии (и Литве, Латвии), вопрос сохранения памятников советских солдат-освободителей и выбора места размещения этих памятников.

Для этого ответа и до этого ответа, мы должны обратиться к тому, как вообще русские люди относятся к политике своего государства – и внешней – по отношению к другим народам, и к внутренней - по отношению к нам, жителям России. Мы должны также взглянуть на себя и понять, как русские люди относятся к своей собственной истории, к ошибкам и преступлениям своего государства и к своим жертвам в результате этих ошибок.

Тогда мы, может быть, поймем, как мы относимся и к ошибкам своего государства в отношении других народов? И возможно, поймем, что одно и то же действие может у различных народов получать разную оценку. Речь о том, как русские относятся к проблеме ПРОЩЕНИЯ СВОИХ И ЧУЖИХ ОШИБОК ИЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, или, если обобщать с учетом русской классики, к проблеме ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ.

Аргументы простого нормального мужика в России по поводу депортации эстонцев вполне обычны – «и у нас тоже так было, и мы ничего!».

Это не просто народный прием – бравада, молодцеватость! Это даже возведенная в ранг официальной морали необходимая черта, если ее нет, то это уже ментальное преступление. Так мы воспитаны этим государством. Например, в русской политической коммунистической литературе времени 1940-х годов принято было использовать термин «ожесточившийся». Мол, государство тебя репрессировало, а ты этого, мерзавец, не забыл, а запомнил. Ты держишь на нас «черную злобу» и «нож за пазухой».

Здесь есть нечто от логики крестьянской общины. И, скорее всего, это и есть причина и источник – от большой родовой семьи (и государство – ее общий прообраз). Предполагается, что если община как-то наказала члена общины, то он должен забыть унижение и наказание независимо от того, прав он или не прав. И он далее обязан вести себя, как наказанный и искупивший свою вину. В этом даже что-то от крестьянской семьи – отец (теперь только государство) может пороть детей, а слушаться все равно его надо и надо только «любить». Возможно, отсюда же отношение старших к младших – народов («старший брат – младшие братья»). В этом заключается и отношение государства (вождей, как имеющих право руководить и даже ошибаться – «лес рубят – щепки летят») и народа как паствы, «государственных сирот».

Если выходить на более общий уровень, то верхушка и общины, и государства становится безличным авторитетом – институтом, который всегда прав независимо от поведения его составляющих субъектов-участников. Например, в известной советской песне – апофеозе подчинения рядового человека государству-общине-семье произносится:

Дай такое дело,

Чтобы сердце пело

Верь мне,

Как тебе верю я!

Т. е. всякая личность БЕЗУСЛОВНО верит государству и своему патронирующему институту и слезно просит этот институт доверять ему – простому человеку. Человек НИЖЕ социального института. Государство предстает тайным братством или тоталитарной сектой, которой полностью подчинена личность (а вспомните-ка известную поговорку и одноименный фильм – «Москва слезам не верит»). Она же единственный руководитель всех дел индивида («дай такое дело») – сама личность заняться тем, чем хочет и может, своего права, скорее всего, не предполагает. Это состояние в реальной, а не игровой среде возникает и допустимо только в армейской среде в момент наивысшего военного напряжения и боевых действий! Но это и есть среда империи, чиновники которой мечтают это состояние иметь перманентно.

В этом же контексте в реальности на грани выживания и войны – жизни-смерти – вывод о том, что жизнь человеческая ничто. Главное – общие цели государства-народа, точнее народа под управлением и под руководством государства, см. например, идеи г-на Проханова. И вот это-то военное состояние и есть предлог для ПРОЩЕНИЯ народом своего государства!

И не только для прощения, и об этом следующий раздел.

Война как цель сплочения народа вокруг чиновников

Именно о доминировании государства в любовном объятии с народом печется самый лучший идеологический защитник империи в России, г-н Проханов. Именно о русском обществе, об имперском обществе как о женщине говорит Бердяев потому, что «мужчиной» - ведущей стороной является государство. Отсюда идет и вечный поиск национальной идеи, столь востребованной для любого чиновного Данко, который бы осветил снова «светлый путь», если не всему человечеству, то, по крайней мере – своему народу.

Простая жизнь каждого индивида в своей свободной самодеятельности и в обмене трудом с остальными таких г-д Прохановых не прельщает. Это им скучно! Им нужно народ куда-то вести! И, конечно, именно они считают себя ведущими в любом случае! У них эдакий зуд Моисеев, но главное, вести всегда удобно потому, что в момент тяжелого и напряженного пути у народа просто нет сил подумать и собраться, чтоб задать общий вопрос : «А куда это нас ведут?», или «А не избрать ли нам другого пастыря?»

И вот, общая идея г-на Проханова и иже с ним как раз и состоит в том, чтобы пастырю находиться у руля как можно дольше. А определение момента прихода «светлого будущего» или появления «земли обетованной» находится тоже исключительно в руках самого «кормчего». И здесь у большевиков тоже немалый опыт – объявить строительство коммунизма (1980 г.) – а потом потихоньку затереть всю информацию в документах и планах. Но главная логика Прохановых – сохранить единство стада баранов, идеалом которого (и в мечтах чиновника) является хорошо вымуштрованный военный отряд. Здесь вообще никаких вопросов у оловянных солдатиков не бывает – только «Есть!» и «Никак нет!». Именно это - истинная мечта всех чиновных Прохановых. Военному государству нужно единство граждан, чтобы государство управляло и вело граждан, сохраняло свой суверенитет над народом.

Только отсюда и возникает всякая истерия с внешними угрозами и с подчеркнутыми воспоминаниями о самой большой победе. Ведь после нее уже возникло много неучтенных, плохо учтенных и даже не объявленных внешнеполитический и военных поражений вроде «интернационального долга». Из больших поражений: Китай как младший брат, арабский мир – система ОАР, вся социалистическая Африка, приличная часть Азии – Йемены, Ирак, Индонезия, Бирма, Кампучия, вся Восточная Европа, Центральная и Южная Америка в лице Кубы, Никарагуа, Чили. Из малых поражений – Абхазия, в которой всем выданы российские паспорта, спрашивается на каком основании и почему там, а не в Грузии, например; Молдавия; Украина; Грузия, теперь вот…Эстония. Вот мы и снова вернулись к нашей теме.

Цель истерии - патриотическое воспитание, конечная цель – сплочение на имперских позициях и укрепление власти. Истерия, как и «пятиминутки ненависти», ориентированы на воспитание ксенофобии новых поколений и абсолютизацию военного противостояния. Это выгодно современным чиновникам. Ведь, альтернатива печальна - это сотрудничество между народами, а перспективой является усиление контроля общества над государством, снижение объема затрат на вооружения (следовательно, сокращается государственный сектор экономики и экономические и административные оперативные ресурсы исполнительной власти) и т.п.

Мы немного отвлеклись от проблемы прощения, обратившись к его глубинным механизмам возникновения, к империи, а от нее вернулись к явлению провоенной истерии. Но тема прощения многогранна, и берем теперь ее другую грань.

Прощению империй в XX-м веке уже нет прощения

Итак, логика времен войн и доминирования империй приводит к требованию ПРОЩЕНИЯ младшими братьями всего, что наделал старший брат ранее. Иногда аргументы звучат в духе «Время было такое!» или «Все так делали!».

Есть один нюанс – «все так делали» – это лет сто или двести и более назад. И эти приемы осуждены в Европе, хотя результаты бывали самые разные – например, народ, родственный литовцам, - пруссы – исчезли с лица земли.

Второе – если мы себя сравниваем с фашистами 1939-45 гг. по принципу: «все так сделали», – если идет такое сравнение, то следует так и позиционироваться!

А именно - МЫ ВЕЛИ СЕБЯ НЕ ЛУЧШЕ ФАШИСТОВ – МЫ УНИЧТОЖАЛИ НАРОД, ЕГО ПРАВО НА СУВЕРЕНИТЕТ И ВОЗМОЖНОСТЬ БУДУЩЕГО СУВЕРЕНИТЕТА.

Жизнь полностью доказала, что ПОЗЖЕ Россия вела себя так же и даже хуже по отношению к своим народам, например, к народам Кавказа или крымским татарам. Но уже и до 1941 года Россия, вероятно, выселяла немцев из западных районов (Ленинграда и Ленинградской области) и Немецкой автономной области (на Волге – из Республики немцев Поволжья) До этого также, вероятно, выселялись финны в Ленинградской области. В депортации татар, и народов Кавказа, которые позже прошли намного более жестоко, погибли десятки и сотни тысяч жителей.

А еще ранее И ДО ЭТОГО, при депортации (выселении раскулаченных семей и «подкулачников») погибли также многие тысячи людей, и не только детей, но и взрослых (Архипелаг ГУЛАГ). Империя уже давно точила когти и заправлялась кровью не только чужих народов, но, прежде всего, и ранее всего от своего собственного. И вот этот государственный выкормыш от русской крови стал полноценно питаться мясом многих народов!

Европейцы не прощают того, что прощают русские

О том, что русские прощают слишком много, и что это у них В КРОВИ (во всех смыслах), мы уже сказали.

Теперь возьмем другую сторону. Важно также понимать, что к смерти и просто к нарушению своих прав эстонцы, как и прибалтийцы вообще, относятся как европейцы. Это значит, что для них важна не только жизнь близких, но и любая жизнь, а это сильно отличает европейцев от России и Азии, где основной упор делается на гибель своих родственников. Для европейцев любая человеческая жизнь имеет много больше ценности. Поэтому они ПОМНЯТ о смерти НЕВИННО УБИТЫХ как о ЗЛЕ, даже если это не член их семьи, даже если это просто житель их страны. И даже чужой страны. Так, например, относятся к Холокосту в Европе.

И вот в этом вопросе между русскими и европейцами пролегает, возможно, одно из самых больших различий. Собственно это относится не только к смерти, но и к любым хозяйственным вопросам. Европеец, а для немецкого Севера, это целая культура – щепетилен в своих расчетах и планах. Но он щепетилен и в своем анализе прошедшего. Здесь политическая жизнь уже только дополняет экономическую, а в рыночном хозяйстве считать приходится постоянно (заметьте, городское самоуправление в Таллинне с выборным советом с 1265 г.). И, поверьте, политические расчеты в сравнении бухгалтерскими или техническими не намного сложнее, если не вдаваться в глубину истории. И потому эстонец, как и любой европеец, КАК И ЛЮБОЙ УВАЖАЮЩИЙ СЕБЯ ЧЕЛОВЕК, никогда не забудет нанесенного оскорбления не только личного, но и национального и правового. Это проблема восстановления прав и законности. Фактически - ментальность этого уровня – это учет большого количества жизненных логических цепочек (причинно-следственных связей).

Наоборот, русскому претит долгая память и обиды – «кто старое помянет – тому и глаз вон!». И в этом тоже большой глубинный смысл. Если бы народ помнил ВСЕ ОБИДЫ, нанесенные ему государством, то его численность, вероятно, во многом бы не достигала текущей от хранимых стрессов). Разор и обиды, оскорбления достоинства с рождения и до конца жизни, неисправимые пока особенности быта сформировали особую форму реагирования русского и местного в масштабах России населения на тяжелые обстоятельства жизни. Хитринка или лукавство (маркиз де Кюстин) в народе – делать свое маленькое дело, игнорируя государственных «планов громадье» (Михаил Жванецкий).

Я не вполне верю, что русские все забывают – это скорее стремление отложить на время то, чего не хочется или кажется нереальным решать, что требует слишком больших усилий. Это в русских поговорках называется так – русские «долго запрягают» или «долго собираются». Это и означает знаменитое «русское терпение». Но оно же и абсурд, и трагедия - это означает просто терпение до полной невозможности или до полной собственной невменяемости. А после нее в «загадочной русской душе» возникает неуправляемая реакция ярости - «бунт бессмысленный и беспощадный» (А. С. Пушкин). Восставшее население в такой момент не может осознать, что и зачем нужно сделать, как нужно изменить жизнь. И 1991-1992 гг. - лучшая тому иллюстрация отсутствия понимания, что же необходимо делать, но, слава богу, без крови. Месть и вышедшая из-под контроля агрессия оказывается единственным результатом, совершенно недостаточным для принятия разумных решений в области отношений народа и государства.

Так и получается, что русские не хотят думать о прошлом (и в этом смысле не желают думать и о будущем). Они живут «одним днем». И об этом мы уже говорили в журнале "Звезда". Там мы указали, что эта черта автоматически приводит к аморальности бытия и к безответственности собственного бытия. Мы также указали, что это черта империй времен их упадка как накопленный потенциал отчуждения (и усталости, или б) утраты пассионарности по Гумилеву или в) мотивация на избегание неудач по МакКлелланду), см. ссылку.

И русское пренебрежение старшего поколения к собственным массовым смертям, к смерти просто миллионов невинных людей – и не в войне, а в мирное время 1933 или 1947 года – это наш народный и пока еще не искупленный, и не только не искупленный, но еще и не осознанный христианский, и общественный, и нравственный, и народный ГРЕХ.

О нежелании помнить! Почему так происходит? Человеческая душа нередко слаба. А проблема велика! Жить с пониманием трагедии сложнее. Думать о том, чтобы она, трагедия, не повторилась - еще сложнее. И страшнее! Человек не может долго находиться в состоянии ощущения, что нечто в жизни происходит не так, как следует. И он выбирает для себя в массе – не думать вообще! Отсюда и возникает «жизнь одним днем».

Поставь себя на место другого -1

А теперь в соответствии с заповедями Христовыми пусть русский политик, близкий к Кремлю, поставит себя на место эстонцев и подумает – как бы он отнесся к тому, что в Москву приходит «ограниченный контингент» другой великой державы – США, Китая или НАТО. Больше пока русских ничем не испугать! И пусть этот «ограниченный контингент» сознательно по спискам «изымает» всю элиту: тебя, читатель, который такие статьи читает; чиновников высшего и среднего звена; политиков и партийный актив всех партий; всех офицеров высшего и среднего звена; всех священников и общественных деятелей; всех журналистов. Хотя изъятие представителей этой профессии наших чиновников даже бы и обрадовало. Далее по спискам необходимо изъять лучших преподавателей, ученых (чтоб не учили всякому). И, главное, в этом списке присутствуют все предприниматели, лучшие земледельцы и все домовладельцы в городах и крупные землевладельцы. Другими словами некто, строящий счастливое общество, изымает всю хозяйственную верхушку, или, чтоб было яснее старому поколению, весь директорский корпус и хозяйственный актив.

Какое определение можно этому дать? И как после этого должны вести себя обычные граждане? Из тех, кто в отличие от вас, немедленно улетевших на Канары, остался в Москве или в России?

Поскольку в нашей ментальности – есть черта не отвечать точно на поставленный вопрос, а забалтывать ответ или вообще не отвечать на «неудобные вопросы», то МЫ ОТВЕТИМ ЗА ЧИТАТЕЛЯ!

Русский человек, который еще может честно, т. е. нравственно, отвечать на поставленные жизнью (даже гипотетические) вопросы, должен признать, что ТАКИЕ ДЕЙСТВИЯ ОЗНАЧАЮТ СТРЕМЛЕНИЕ АССИМИЛИРОВАТЬ ТАКОЙ НАРОД ИЛИ УНИЧТОЖИТЬ НАРОД КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ НАРОД.

Именно так и должны были ответить себе эстонцы. Они так и ответили! Такая же перспектива ожидала и другие народы Прибалтики. Но максимальная угроза просто по объему численности возникла именно у Эстонии.

А теперь ответим себе на второй вопрос – Как после этого обычные граждане Прибалтики отнеслись к вступлению германских войск в Прибалтику? Совершенно спокойно – потому, что хуже уже трудно чего-либо ожидать. Но теперь эстонцы знали, что и от немцев, и от русских (читай, жителей СССР) ждать свободы и права на суверенитет им не приходится. Это наша первая виртуальная идентификация с позицией другого народа.

Поставь себя на место другого - 2

Поставим себя еще раз на место эстонского народа на более близком примере – отношении маленькой России с великим и старшим братом – Великим Китаем, когда-то автор уже имел такой опыт сравнения, см. ссылку.

Предположим, наступающий Гитлер завоевал Россию и вторгся на территорию Великого Китая. А Китай спас Россию от Гитлера. Но Великий и могучий Китай, освобождая Россию и Европу, включил Россию в свой состав на некоторый большой период, и конечно дело не обошлось без депортации самых эксплуататорских классов среди русского населения. И часть китайцев вселилась полвека назад в Россию. Но теперь Россия, спустя полвека, смогла вырваться из процесса ассимиляции, обрела снова независимость и собирается жить независимо. Пусть в 140- миллионной России живет уже треть китайцев – это 42 миллиона китайцев, и эта треть не просто приехала в Россию поработать, а родилась в России, и Россия является их родиной по рождению. Кроме того, везде в России есть улица Мао, и памятник китайскому солдату-освободителю. И в представлении китайцев несчастье распада Великого Большого Китая включает выход России из состава Китая.

И, чтобы окончательно прочувствовать и понять эмоции эстонца, нужно сделать еще одну маленькую коррекцию на реальность. Пусть при том, что в России из 140 миллионов населения 42 миллиона китайцев, в самом Китае на данный момент не миллиард и триста миллионов китайцев (2007), а четырнадцать (14) млрд. китайцев, т.е. как в соотношении Эстония – Россия 1, 4 к 140 (это 1:100), так и соотношение численности населения России к Китаю в нашей модели должно было бы быть таким.

И теперь оцените свою собственную обеспокоенность, когда треть китайцев в России, выходят на площади Москвы и других городов с китайским (тоже красным) флагом к памятникам китайских солдат-освободителей, требуют не только всех прав гражданства, но они предпочтительно желают воссоединения России со своей этнической Родиной - Китаем. А рядом находится Китай с населением в сто раз больше. Впечатляет? Беспокоит?

А самое главное, вы уже не можете ВЫСЕЛИТЬ своих китайцев, поскольку угроза потенциала Китая очень велика, и мир считается с Китаем, как поставщиком энергии и как с ядерной державой. И это политически некорректно!

И правительство в Москве, желая уменьшить идеологический накал таких выступлений, и не желая постоянно разгонять китайских демонстрантов или ограничивать демонстрантов по «идейным соображениям», принимает решение перенести памятник и прах покойных под ним в МЕНЕЕ ПУБЛИЧНОЕ МЕСТО. Это делается с тем, чтобы страсти по воссоединению с Китаем не звучали в центре столицы, не могли привести к публичным эмоциям, опасным для столицы и власти.

И вы пытаетесь перенести могилы из центрального городского района на военное кладбище. И Китай устраивает вселенский скандал. Он твердо считает себя освободителем России, хотя для России он освободитель и одновременно завоеватель. И ваше счастье, что Россия оказывается в союзе с Европой, мощь которой вполне сравнима с мощью Китая.

И чтобы наша модель не была столь фантастической, достаточно привести цитату, которую автор обнаружил уже в то время, когда вариант текста выше был написан.

Я убеждена, что если бы у памятника не начались провокации, если бы туда не приходили размахивать красными флагами, то этот памятник стоял бы там и сейчас. Если мы живем в Эстонской Республике, то не можем позволить в центре столицы иметь место, где ежегодно проводятся провокации. К сожалению, память павших во второй мировой войне использовали в провокационных целях.

Именно так сказала эстонский министр по делам народонаселения г-жа Урве Пало. http://www.vremya.ru/2007/80/5/177970.html

Приведенный пример не имеет целью критиковать Китай в части его внешней или внутренней политики и приведен исключительно для того, чтобы читатель поставил себя на место эстонского жителя в отношении к России.

Суждения в русской диаспоре, где бы она ни была

Русские диаспоры - относительно новое явление (20-й век). Это явление начала распада Российской империи.

Что еще важно для жителей России в Эстонии и русских и россиян везде вне России. Живя в другой стране, и желая получить новое гражданство, следует начать жить интересами этого народа и этой страны.

Ты считаешь культуру своего русского народа выше – тогда зачем ты здесь? И не претит ли тебе низкая культура – возвращайся – места много!

Ты считаешь, что твоя культура выше, а у них просто комфортнее жить. Это лукавство или полный абсурд. Лучше живут более культурные в каком-то аспекте (в реальности, в политическом) люди. Это значит, что ты сам не понимаешь, в чем источник твоего комфорта на новом месте. И если ты не смог организовать комфорт себе на родине, то не сможешь организовать его и в Эстонии (или другой стране), где и когда ты окажешься со своей «культурой» в своем русском большинстве! Для того, чтобы жить в комфорте, нужно не только не ходить под себя в лифтах и не мусорить на улице, но и уметь организовать общую городскую и муниципальную общественную жизнь так, чтобы твой дом и твоя улица были чисты. Но русские не могут организовать комфортную городскую жизнь пока в России. И действительно, есть вещи, о которых не многие и эстонцы скажут. В России каждый из нас – это только второе городское поколение в истории народа. А в Эстонии город Таллинн получил (БОРЬБОЙ) права на общественное самоуправление в 1165 г. И напомню, что единственный и не лучший образец самоуправления Великого Новгорода был прерван Иваном Грозным. Так что не всякой культурой стоит гордиться в абсолютном смысле. Каждый должен брать лучшее у другого.

А уж гордыня и тщеславие, необузданные амбиции с мессианством, количественное измерение величия через численность или географическую площадь (механическая солидарность - Дюркгейм) и неумение договориться друг с другом (и наладить свою жизнь), чрезмерное терпение и необузданные эмоциональные взрывы – все это говорит как раз об обратном.

Конечно, ты можешь сказать, что уровень жизни в Эстонии - это деньги не эстонцев, а европейцев (ЕЭС). Но тогда ты просто иждивенец, ориентирующийся на Европу – Тебе хочется есть спокойно и жить за чужой счет, по-европейски, и одновременно воротить нос, шуметь и вести себя по-русски. Не слишком ли много требований к жизни?

Здесь есть еще нонсенс. Человек желает пользоваться всеми благами другой страны, прежде всего, спокойствием и качеством обслуживания, безопасностью от хамского государства на Родине и его дикого произвола. И он одновременно сам позволяет себе в новой стране остаться прежним – именно таким, которому соответствует то государство, откуда он родом вышел.

Простите меня, если бы мы - все такие - здесь в этом месте оказались в большинстве или сделали преобладающие у нас взгляды на жизнь и общество ведущими, то мы и получили бы на этом месте ту старую Россию, от которой так «удачно» оторвались. Вот такой взгляд обычно человеку этого рода не доступен.

К сожалению, значительная часть людей в России мыслят только на один логический шаг, т.е. не прослеживают последствия своих личных поступков с учетом поведения остальных. Это с одной стороны можно назвать нерациональным мышлением - малое количество логических звеньев в мышлении, а с другой стороны, это и есть безнравственность, бессовестность – отсутствие учета последствий своих поступков для себя и общества, поскольку совесть это и есть прослеживание общих последствий своих поступков (Валерий Ронкин).

Вот пример. В Питере есть «Острова» с зелеными парками – Каменный, Крестовский остров и другие. Так вот новые буржуа стремятся там возвести множество больших жилых зданий, совершенно забывая о том, что цена их упадет и падает с каждым новым домом, с каждым новым вырубленным деревом и срезанным кустом. Так же и с иммигрирующей ментальностью, которая суть всегда угроза для местной культуры, если последняя выше.

Ты считаешь себя хозяином в этой стране, ты здесь родился, и тебе на все остальное наплевать. Ты плохо воспитан, и ты опасен для общества (любого, включая российское). Если бы тебе позволить сделать то, что ты хочешь, то ты привел бы эту уютную страну в состояние среднее между Пермский краем, республикой Коми и полуостровом Ямал. Короче, создал бы что-то вроде парка Юрского периода. Российский разор и происходит от того, что значительной, если не большей, части граждан в России «на все наплевать». В этом и состоит «заплеванность» той страны, которой пытаются так гордиться те, кому на все наплевать. Таким и чужой порядок не поможет, они способны только увеличить беспорядок по месту своего проживания. А вот жители еще НЕ заплеванной страны, страны, которую привыкли мыть и убирать, в которой пытаются поддерживать порядок, возможности для такой логике давать не должны. Это и есть ключевое различие ментальности – вам важно тянуть политическое одеяло на себя с тупостью животного. Это от пространств Сибири, от большой тайги, еще не поделенной земли, от малого количества людей и отсутствия необходимости с ними считаться, от возможности и традиций решать вопросы силой или угрозой силы, в лучшем случае обманом.

И таким в ЭТОЙ стране не место. Тебя силой депортируют при любой попытке реализовать твою ментальность. И верно сделают! Тебе место у нас, в России. И ты будешь плевать, куда захочешь, пока не станешь попадать в своих соседей, и они скажут тебе, что «Ты не прав!», и ты пройдешь всю школу исторического развития вместе с нашей многострадальной Родиной дальше. Именно, в таких, как ты, заключается проблема опасности выдачи гражданства для новой страны обитания.

Если же ты взываешь только к России, т.е. к СИЛЕ, то уж будь добр, помни, что для и России ты оказываешь медвежью услугу. Прежде всего, из-за таких, как ты, Эстония и вся Прибалтика вступила в НАТО. А второе в том, что ты вынуждаешь всю Европу укреплять свои вооруженные силы и тратить твои же налоги на то, что никому (в Европе) не надо, ставить радары против России и т.п. – и тем уменьшать скорость роста твоего качества жизни.

В реальности, у тебя нет ни межэтнической, ни социальной совести. И такие люди не должны вообще влиять на общественные и государственные дела, вообще-то и в России. Но пока везде общество не способно измерить уровень политической и просто социальной культуры у своих членов (толерантность и т.п.), оно воздерживается от крайностей, но в данном случае предлог есть. Правда, если твои дети пойдут в эстонскую школу и получат нужный уровень толерантности без твоего уровня агрессии и хамства, то все наладится. И твои дети будут нормальными эстонцами, знающим, быть может, второй (русский) язык.

Поскольку тебе наплевать НА ВСЕ, и ты не хочешь считаться с другими (соседями и страной проживания), с чего ты вдруг решил, что с тобою кто-то должен считаться. Это, как говорят, дорога в одном направлении. Извини, она не в твоем. И, слава богу!

Ты считаешь, что твоя родина СССР, и Эстония ее часть. Ты требуешь возвращения социализма и Великой России и возвращения Эстонии обратно в СССР.

Этот взгляд, как и идеи коммунистов, представляют в России прямую угрозу государственности, независимости народам не только Эстонии, но и России. И ясно, что население России такой опасности до сих пор не осознает. В свое время Россия не провела люстраций по руководящим работникам старого государственного и партийного аппарата, не провела суда над компартией и над коммунистической идеологией. Россия и ее народ в целом не осудили ВСЕ преступления коммунизма и не зафиксировали угрозу от концентрации имущества в любой форме в руках государства или других исполнительных государственных органов власти, кроме ряда особо опасных по списку (ядерная технология и т.п.). Народ России не установил, что требование национализировать основные производственные и сырьевые ресурсы в руках исполнительной власти эквивалентно концентрации или монополизации политической власти, которая ведет, с учетом традиций и ментальности аппарата управления, к повторной тоталитаризации.

Народ России не понимает, что призывы к национализации или к контролю высших чиновников над производственными и энергетическими и сырьевыми ресурсами России должны запрещаться как эквивалентные призывам к свержению конституционного строя, примерно так, как запрещены фашистская идеология и фашистская символика, их пропаганда, на Западе.

И Матушка-Россия еще раз рискует наступить на собственные грабли. И уже наступает – подставляйте, мужики, лбы!

В Эстонии это понимают. Понимают как угрозу государственности Эстонии – все остальное - это дело русских (в России, но не в Эстонии), и это совершенно верно.

Со своим уставом в чужой монастырь не ходят

Минимум, что должен понимать русский человек в Прибалтике и вообще заграницей, это то, что он гость (и тогда не гражданин), и только житель, который получил в этой стране больше возможностей (и выше уровень жизни), чем на родине. И если еще не получил, то, несомненно, получит. Поскольку в России (в политике и в экономике) относительно успехов Эстонии еще будут очень «долгие сборы». И русский в Эстонии это еще очень сильно прочувствует, если не понял до сих пор.

Мы не отвечаем за место своего рождения. Но наши родители, приехавшие на чужую землю, должны были это учитывать, а если ошиблись, то вы сами заложники их верхоглядства и пренебрежения гостеприимством.

И тогда возникает дилемма - стать эстонцем по интересам и культуре или поручить стать эстонцами своим детям. Потому что на этой маленькой и уютной земле НЕОБХОДИМО БЫТЬ ПО ДУХУ ЭСТОНЦЕМ. Или остаться русским – и тогда следует не обманывать себя и не устраивать капризы и истерики, а ехать на свою историческую Родину, которой ты нужнее, чем Эстонии.

И уж если ты хочешь сделать это наилучшим образом, ты обязан ради России и ее лучшего будущего воспринять всего, что есть лучшего в культуре и жизни этого народа, который сам взял много от Европы, и принести этот опыт своей жизнью в Россию. Именно так позитивно, а не войнами, и тоже не всегда успешно, передаются лучшие образцы мировой культуры и духовности народов – от одного к другому (пока с Запада на Восток и на Юг).

Лучший путь

Но есть еще один путь. И его не стоит сбрасывать со счетов. Постарайтесь, чтобы дети ваши были эстонцами по скромности, честности, организованности и культуре поведения, и русскими по душевной щедрости и широте восприятия мира. Именно в Эстонии, быть может, русские в своей диаспоре, как и любое меньшинство в другом народе, смогут реализовать в себе новые черты и таланты, аналогично, например, тому, как диаспоры немцев или евреев в Чехии, в России, в других странах смогли породить множество творческих достижений мирового уровня.

Но для этого надо очиститься от имперского и квасного патриотизма. Величие духа – Пушкина, Толстого и Достоевского – это не величие пушек и ракет, мощь танков, количество земли и населения. Это нечто много большее!

А прочее суть проявления низкопробной гордыни, проявление нравов разбойников большой дороги в духе, «чтоб нас боялись» или «уважают - когда боятся». Это гири, тянущие Россию на дно военной катастрофы или катастрофы военного противостояния и конфликтов с соседями. Сам раздутый инцидент и есть проявление нарастающих конфликтов (России со всеми соседями), выгодных только одной силе - вечной партии или своры чиновников, сидящих на шее российских народов (при князьях, царях, императорах, генсеках и президентах).

Империя, ее солдаты и ее памятники

Теперь о памятниках, как монументальных символах политики и идеологии на улицах городов.

Жизнь перед каждым народом, если он глава своей жизни, или перед его властью, если власть стоит над народом, ставит свои нравственные (или политические) проблемы и в этой части.

Памятники как символы эпох и культур могут наступать и завоевывать народ. Они также могут отступать, но удерживать линию идеологической обороны, старой культуры.

Таковы, исторические примеры - «наступающие» столбы статуй Яна Непомуцкого в каждом городке Чехии со времен «рекатолизации». Или памятники деятелям коммунизма в Москве с 1918 года и потом в каждом городе России. То же являет собой каждая улица Ленина в городах России и СССР.

И жизнь не всегда требует убирать памятники прошлых политических и идеологических завоеваний. Так не изменили таллиннцы имя своего города, а он означает «Датский город» - Данн–линн, где в эстонском произношении звонкая согласная становится глухой. Причины? Потому что опасность датского завоевания быстро исчезла.

Памятники и другие символы власти и культуры так и сносят, когда лежащая в их основе сила и зло продолжают составлять угрозу для оставшихся людей (или власти). Сносят, когда возврат к старому еще может состояться, когда памятники и символы тянут в могилу (и к конфликту) живых.

Но политика - это одно. А память конкретных людей – это другое. И соединение в идеологическом памятнике реальных захоронений – это наиболее сложное и наиболее чудовищное соединение, если и когда власть пытается совместить идеологию и реальные Жизни (точнее Смерти).

И Россия не первая империя, которая ради карьеры чиновников или магнатов, как Робин-Бобин-Барабек ест «честной народ», но особенно, солдат и даже многих своих вождей – использует их прах, их имя, а иногда и подвиг или в других случаях страшные преступления (Иван Грозный, Дзержинский) для возвеличивания империи (и чиновников в ней).

Так получается и с советским солдатом. Русских и советских солдат не берегли никогда. Советского солдата посылали в бой и потом гордо пели в песнях - «мы за ценой не постоим», что вполне соответствует практике и обстоятельствам. Солдат, да и жителей России губили даже в мирное время (в различных экспериментах, маневрах, испытаниях и т. п.). Сколько миллионов солдат в России еще не похоронено, сколько выворочено с костями без зазрения совести при различных строительствах или при потребности в земельных участках, сколько инвалидов (даже по Чернобылю) не могут получить своих дотаций, а солдаты и жители ядерных экспериментов России до сих пор не считаются жертвами государственных катастроф.

Итак, солдат - это человек, и это Жизнь и Смерть – это не политика, а трагедия.

И есть империя, которая наживается на любой трагедии, тем более на Победе, используя и счастья, и несчастья народные – себе на пользу и СЕГОДНЯ, и по возможности, ВСЕГДА.

И лучший пример для русских – это трагедия смерти и праха любимого еще многими в России не очень далекого в теории, но выдающегося политического практика, вождя-экспериментатора и узурпатора одновременно – В. И. Ленина. Если кратко сказать о нем. То лучше Бориса Пастернака и не скажешь:

Предвестьем льгот приходит Гений

И Гнетом мстит за свой уход!

Мавзолей Ильича, который возник с полным пренебрежением к собственно умершему, и памяти покойного, пожеланий его семьи, вне традиций и морали общества и в подражание Древнеегипетским захоронениям и пантеон у Красной площади является сохраняющимся оплотом дикости, суеверия, материалистического и цинического идолопоклонства с приношением в жертву героя населению (как, например, и инициированные самим Вождем образцовые показательные процессы и расстрелы). Само отношение ДАЖЕ К ПРАХУ ВОЖДЯ еще раз показывает, что даже и к вождю, не говоря уже - к рядовому солдату – у (коммунистической) империи, да и вообще-то у любой империи – отношение сугубо ПОЛИТИЧЕСКИ-ПРАКТИЧЕСКОЕ. Оно вытекает из потребностей политики и идеологии. Если бы вождя было полезней разнести на фрагменты (святые мощи), как это принято в традициях христианского Рима по всей стране, то это было бы сделано. Если бы Вождя следовало или было бы удобнее каннибальски употребить за общей всероссийской поминальной трапезой, новые вожди не думали бы ни минуты.

Такое же отношение у империи, и у власти к праху любого солдата.

Советский солдат не виноват, но виновата имперская власть и ее адепты в России и в Эстонии.

Для исключения использования праха солдат в неблаговидных целях продолжения имперской истерии в России и в Эстонии, и в других странах, подвергшихся произволу и подчинению СССР, прах советских солдат должен быть перенесен на места традиционного воинского захоронения. Он не должен служить воспеванию имперской власти или напоминанию о ней, а все такие памятники не должны омрачать настоящие и будущие отношения между подлинным русским народом (в России и в диаспорах) и соседними с Россией народами.

Однако, смерть и подвиг советских солдат в борьбе с фашизмом вовсе не обеляет кроваво-красную империю – победительницу гитлеровского фашизма, под чьим началом воевали и погибли наши солдаты. Именно таковы водоразделы истории, которые и будут проведены не сейчас, так позже!

И мы еще раз вернемся к моделированию

Поставь себя на место другого-3. Кого спас СССР от фашизма и кого не спасал

И потому мы ставим точки над «и» по поводу равенства - неравенства двух империй – Сталина и Гитлера.

Гитлер и его Германский рейх планировал УПРАВЛЯТЬ И ТИРАНСТВОВАТЬ НАД ДРУГИМИ НАРОДАМИ ИЛИ УНИЧТОЖИТЬ ИХ. И Россия – СССР смогла эти намерения и стремления разрушить вместе с другими странами антигитлеровской коалиции.

А Сталин и его СССР - Россия УЖЕ ЭТО ДЕЛАЛА - УПРАВЛЯЛА И ТИРАНСТВОВАЛА НАД СВОИМ И НАД ДРУГИМИ НАРОДАМИ (высылки и чудовищный голод со своим народом, ликвидация национальных движений и национальных организаций, землячеств и т.п. – депортации и геноцид целых народов, зачистки территорий).

Россия ДЕЛАЕТ МНОГОЕ ИЗ ЭТОГО И СЕЙЧАС на самом высшем уровне (призывы к зачисткам территорий и практика зачисток, угрозы выселению из России части народов, например, в Грузию (В. В, Жириновский – заместитель Председателя Государственной Думы), или призывы к ликвидации национальных образований (превращение всех в губернии) и автономий – В. В. Жириновский) и практика их свертывания.

Таким образом, советский режим СССР времен Сталина ни в коей мере НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ УВАЖЕНИЯ внутри России, если говорить о безопасности, жизни и здоровья собственных народов.

С другой стороны, господствует официальный взгляд по поводу того, что СССР как империя спасла Западную цивилизацию и весь мир вместе с коалицией союзников. При этом предполагается, конечно, что СССР действительно нес основную военную нагрузку. И это верно.

С учетом сказанного выше у нас получается, что одна империя сокрушила другую империю, и заодно спасла западную цивилизацию. И в этом ключе можно было бы сделать два вывода (но не спешите с оценками – это только промежуточный результат):

-   СССР заслуживает АБСОЛЮТНОЙ БЛАГОДАРНОСТИ в спасении той части Европы, куда советские войска не дошли;

-    СССР заслуживает УМЕРЕННОЙ БЛАГОДАРНОСТИ или, так скажем, сдержанной благодарности народов (Восточной Европы), куда русские пришли как освободители, но остались как завоеватели.

А теперь смоделируем логику реальных событий, стоящих за вторым из тезисов (тезисом УМЕРЕННОЙ БЛАГОДАРНОСТИ)

Представьте, что вы на большой дороге, и на вас напали грабители. Грабители эти, в общем-то, могут вас убить.

Вдруг появляются «рыцари-освободители» и вас освобождают. Вы полны благодарности. Но освободители вскоре начинают убеждать вас не ехать по общей дороге, а свернуть на тот проселок, куда по пути им. Вы, конечно, можете возразить. Но они показывают вам свои дубинки или ножи и заставляют вас (силой или угрозой силы) следовать за ними. Не согласных они убивают. Вы, конечно, «соглашаетесь».

Потом освободители обязывают вас кое-что вам отдать (например, по репарациям). И второе. Они требуют, чтобы вы вели себя так, как им нужно, как они считают «хорошим». Они требуют, чтобы вы делали то, что они считают нужным, говорили вслух то, что им нужно, например, хвалили своих освободителей себя любимых. Они также запрещают вам уезжать от них, т.е. держат вас ПРИ СЕБЕ (считайте в плену). Хотя, возможно, они и прикармливают вас тем лишним, что у них есть (например, продают вам топливо вдвое дешевле, чем всем остальным СВОБОДНЫМ). Но по всем обстоятельствам вы не менее, чем заложник своих освободителей. Для самых решительных из своих «освобожденных» освободитель способен и провести их полную высылку в самые отдаленные места, выборочно казнить. Перспективы отношений таковы – вас заставляют вступить в насильственную связь с представителями освободителей, а в перспективе вы должны просто почувствовать, ощутить сами себя полноценными освободителями (самоидентифицироваться) и слиться с ними в образе жизни, привычках и прочих мелочах (это уже близко к роману «1984» Орвелла). И без права самодеятельности.

Как вам такое освобождение? И что там с УМЕРЕННОЙ БЛАГОДАРНОСТЬЮ? В лучшем случае - это более умеренный бандитизм и заложничество! Выкупала же Западная Германия многих НЕМЦЕВ из Восточной Германии – и это не преувеличение, а ПРАКТИКА.

Ну а теперь оценим и последний позитив об АБСОЛЮТНОЙ БЛАГОДАРНОСТИ Запада, т. е. той части Европы, куда у Сталина оказались «руки коротки».

У нас, конечно, нет никаких сомнений в том, что «Второй фронт» в 1944 г. открывался с учетом того, что мы сейчас произнесем вслух.

Известно, что Черчилль планировал сначала операцию в «подбрюшье» Европы (открытие Второго фронта на Балканах), чтобы отрезать Европу вообще от Сталина и России, и только отсутствие времени и ресурсов (или их экономия), а также невозможность доказать к.-л. образом перед британским обществом свою логику опасности СССР в Европе, не позволили ему реализовать этот план.

Что произошло бы, если бы Российская империя в коммунистическом варианте прошла на Запад до Парижа или Мадрида?

Мы не говорим о возможной борьбе Европы с коммунизмом в тот момент – возможно, это была бы Третья мировая война с США и Великобританией (за освобождение Европы), или сотни поездов повезли бы лучшую часть Европы в Сибирь.

Мы говорим только о логике Российской империи в Европе вообще как продолжении российского и советского поведения в Восточной Европе 1945-1990. Можно смело утверждать, что Черчилль был прав еще до Фултонской речи, прав в 1943 году. Россия-СССР должна была стать «жандармом Европы», точнее «милиционером Европы» в еще большей степени, чем 140 лет назад, при Александре I Победоносном.

А как бы это восприняло население России? Да с энтузиазмом! Вот и до войны в стихах лучших молодых поэтов, погибших в первые же месяцы войны, вы бы прочитали:

Уже опять к границам сизым

Составы

тайные

идут

И коммунизм опять

так близок,

Как в девятнадцатом году…

Только советская нация

будет,

и только советской расы люди.

Михаил Кульчицкий, 1940-1941

 

Но мы еще дойдем до Ганга

Но мы еще умрем в боях

Чтоб от Японии до Англии

Сияла Родина моя!

Павел Коган, 1940

Здесь мы присоединяем еще НЕ общепринятую информацию о том, что Сталин планировал напасть на Германию САМ, дождавшись ослабления обеих противоборствующих сторон (Германии и Франции-Англии) в конфликте 1939-41 гг. (Виктор Суворов, «День «М»). И этим мы могли бы сами дезавуировать приведенный выше шутливый диалог.

Мы также имеем относительно новую информацию о том, что И. Сталин планировал подготовку Третьей мировой войны в 1953-54 гг. в момент завершения советского проекта водородного оружия (Эдвард Радзинский, «Сталин»), как позже это предлагал и Мао Цзедун Никите Хрущеву.

Другими словами, нет, и не может быть АБСОЛЮТНОЙ БЛАГОДАРНОСТИ от Запада и мира к СССР как к имперскому государству.

Остается лишь благодарность российским и советским людям и народам СССР, которые положили своей труд, здоровье и жизнь для борьбы с угрозой всему человечеству.

И это еще одно основание отделить прах погибших, и жертвы народов от политики коммунизма и всемирных завоеваний под любыми идеальными лозунгами, которые приводят еще и еще раз к тоталитарной (социальной) и имперской (этнической) тирании.

Как спасает Россия себя от фашизма сейчас

Еще одно - Россия (ее власть) СЕЙЧАС тщится показать, что она выступает против фашизма (в Эстонии) или за память погибших солдат.

Однако, достаточно посмотреть, как Россия борется с фашистами в самой России, с националистами, с ксенофобами, с убийствами приезжих особенно с Юга и Востока, как российское судебное производство и органы внутренних дел соотносятся с преследованиями профашистских организаций в России, пропаганды фашизма, его символики и с распространением фашистской литературы, в частности «Майн кампф» Адольфа Гитлера.

Все сразу становится на свои места.

Достаточно просто вспомнить, что позволено в России относительно фашизма, чтобы понять – истерия – это фальшивая подделка государственных и поставленных под контроль частных средств массовой информации и уже воспитанной на ее основе истерической общественной среды.

Теперь все ясно. Российскую власть волнует не фашизм и не оскорбление памяти солдат. Ей нужна любая антиевропейская или антиоранжевая истерия и воспитание очередного подрастающего поколения в т. н. «патриотическом духе». Причем этот дух включает как необходимое условие антидемократическое направление – готовность ощущать угрозу с Запада (от Европы в целом и от Прибалтики, Украины, Молдавии, Грузии, в частности). И еще отметим – Российская власть совершенно не испытывает отрицательных чувств от общения с прежним Ираком, с текущими тоталитарными режимами: Сирией, Ираном, Китаем, Северной Кореей, Кубой, почти родственными стали отношения с Венесуэлой Хуго Чавеса. Это почти свои т.н. «социально близкие»! Нужны ли другие аргументы – это уже социология.

Таковы текущие цели власти перед выборами в России и для того, чтобы население хоть мало-мальски доверяло ведущим группам чиновников, изображающим политические партии в России. Это самое малое.

О вине государств и народов. Еще раз к теме прощения

Только свободный народ имеет традиции ответственности и реально несет ответственность за свои ошибки и за свое государство (за поведение его чиновников).

А теперь попробуем отделить овец от козлищ. Предположим, что тот, кто освобождал Европу (Эстонию) – это один, а тот, кто волок в уголок и убивал - это другой.

В России, в ПОЛИТИКЕ еще по историческому материализму принято отделять положительное от отрицательного, например, есть «завоевательные» и «освободительные» войны. Но нравственную оценку за крупные события всегда несло до сих пор (и объявляло, как турки «фетву») российское государство, точнее партия. А гражданин как бы был и не причем. И всегда он, подданный, считал, что не отвечает за свои ошибки. Этот инфантилизм родовой – он нужен чиновнику как хлеб! Ибо в нем монополия чиновника на руководство народом!

В принципе, вероятно, потому и государство вслед за народом не торопилось признавать ошибки от лица государства (здесь государство обычно готово спрятаться и за народ – в духе «не занимайтесь очернительством народа»).

И для народа это делается в очень легкой форме «снятия ответственности» с не информированного гражданина. Например, в духе, «а мы не знали».

Следует сказать, что государство с 1917 года действительно для русского и других народов империи оказалось фактором «непреодолимой силы» (это идеи Сороса). Иначе говоря, есть ситуации, когда любой член общества рискует жизнью противостоять (вышедшей из-под контроля) вооруженной силе и потому сам оказывается не свободным. А жизнь человеческая является высшей ценностью, и никто не обязан рисковать ею в таких случаях. И потому не виноват советский солдат, но виноваты советские лидеры того времени.

Мировая практика предполагает не только нравственную, но и уголовную (Нюрнбергский процесс) ответственность ГРАЖДАНИНА за прошлые свои, скорее всего руководящие действия или участия в массовых преступлениях против человечества в рамках злоупотреблений или преступлений своего государства.

Естественно, вопрос о преступлениях в обществе поднимается тогда, когда общество перестает быть в тоталитарной опасности, когда оно становится свободным. А далее ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ОБЩЕСТВА. И это вопрос нормальной совести. Если таковая имеется! Обычно ее на Западе считают христианской.

В России, именующей себя христианской страной, пока и на данный момент и при отсутствии угрозы от государства, о прошлом не будем говорить, с таким свойством, как СОВЕСТЬ, НЕ ВСЕ В ПОРЯДКЕ. Россияне пока способны в связи с преступлениями Российской империи, как и высшие (офицеры и деятели фашизма на Нюрнбергском процессе) говорить – «мы исполняли приказы», мы не знали».

Другое дело в Германии! В бывшей фашистской Германии ЕСТЬ СОВЕСТЬ. Именно потому Германия ныне выплачивает пособие для жертв фашизма и для перемещенных в Германию лиц. Именно потому в Германии нельзя пронести фашистский символ или портрет Гитлера по улице. Это в реальности не только вопрос совести того поколения, которое виновато в грехах человеческих. Это вопрос и ВОСПИТАНИЯ СОВЕСТИ тех, кто подрастает рядом. Т.е. ВЕСЬ НЕМЕЦКИЙ НАРОД через свой рейхстаг ПОЛОЖИЛ себя ОТВЕТСТВЕННЫМ за политические и военные преступления фашизма в Европе.

В России проблема с совестью! И это не только по событиям времен «культа личности»!

Это творится и СЕЙЧАС И ЗДЕСЬ – Возьмите только дело капитана Ульмана, который добил с командой всю чеченскую семью потому, что по ошибочному приказу обстрелял автомобиль и убил одного чеченца, а после разборки с начальством получил приказ свыше убить всех остальных – женщин и детей – и поджег машину с трупами. И ОН СДЕЛАЛ ЭТО! И РОССИЙСКИЕ ПРИСЯЖНЫЕ ДВАЖДЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ «НЕ ВИНОВЕН», имея ввиду обязанность исполнять приказы начальства.

Нюрнберг еще не проходил по нашей русской душе! А вот Гитлер и Сталин по нашей душе давно прошли, и еще тихо прохаживаются!

И т. н. «демократическая» Россия себя ответственной за свой произвол в политике СССР по многим позициям не считает. Более того, «загадочная русская душа» на ментальном уровне себя виноватой за преступления Сталина и коммунистов не считает. И еще более того - не менее половины готовы НАЗАД, В БУДУЩЕЕ!

Коммунисты, как лгали о Сталине, так и сейчас лгут. А ложь всеобщая, как сон разума, порождает чудовищ. И тогда, на этом фоне всеобщей лжи, недосказанности и фальши, нерешенности проблем, в отсутствии нравственных оценок событий прошлого, возрастает как реакция утробный и пещерный фашизм – имперское агрессивное и нетерпимое мышление, в котором, как пели коммунисты «жила бы страна родная, и нету других забот!» И это опасно для России, это опасно для Европы, это опасно для Эстонии и всех соседей.

И это все касается, кстати, и Президента России, заявившего о том, что он сожалеет о распаде СССР. В устах главы ядерной державы – это не шутка. И что позволено быку, не дозволено Президенту. Действительно, что было бы, если бы королева Великобритании или Президент Франции заявили, что они очень сожалеют о распаде своих колониальных империй? Или австрийский канцлер публично осудил распад Австро-Венгрии. Или канцлер Германии выразил свое сожаление по поводу поражения Германии во второй мировой войне? А ведь есть, наверно, еще проблемы с Бостонским чаепитием или Столетней войной.

Стать другими, стать ответственными, научиться говорить как минимум то, что думаешь, обсуждать это с другими и перестать считать врагом и быть готовым убить всякого, кто думает иначе.

Между тем народ, ответственный за большие запасы ядерного оружия, топлива, сырья, леса, черноземов, пресной воды в своей стране, – несет не только ответственность ЗА СВОЕ ГОСУДАРСТВО и его внутреннюю политику. Он отвечает и за то, чтобы обеспечить внятные и достойные отношения с соседями и предупредить опасность роста международной напряженности.

Представленный материал - это небольшая часть огромной темы, И он нужен для начала обсуждения возрождения нормальной совести, нравственности, веротерпимости и нормализации отношений как внутри российского общества, так и между народами России и с соседями. Никто не требует от читателя идти на баррикады, ломать жизнь. Каждому из нас следует стать спокойнее, терпимее, честнее и думать не только о текущем, но и о прошлом, и будущем. А уж если начинать с чего-то, то с мытья посуды на кухне, уборки домовой лестницы или двора, а, может быть, и вопроса, чем это занят сегодня наш дворник.

И последнее. Именно в конце этого материала я бы хотел от себя лично, и от тех, кто меня поддержит, извиниться перед эстонским народом за ошибки российского общества и преступления Российского государства в период 1939-1991 гг., а также извиниться за некорректное поведение своих соотечественников в Эстонии и в России в течение последнего периода в связи с переносом праха советских солдат в более достойное место – истинным упокоением их памяти. Я хотел бы пожелать этой стране и другим странам южной Балтии счастья, успехов, мира и восстановления дружеских отношений с русским и другими российскими народами.

Санкт-Петербург,

17 мая 2007 г

Литература

Имена на поверке. Стихи воинов, павших на фронтах Великой Отечественной войны, Мурманское книжное издательство, Мурманск, 1966, 156 с.

Радзинский, Эдвард, Сталин – М.: АСТ, 2006. – 638 с.

СССР-Германия 1939. Документы и материалы о советско-германских отношениях с апреля по октябрь 1939 г., т.1. VILNIUS “MOKSKLAS”, 1989., 128 с.

СССР-Германия 1939-1941. Документы и материалы о советско-германских отношениях с сентября 1939 г. по июнь 1941 г., т.2. VILNIUS “MOKSKLAS”, 1989. 192 с.

Суворов, Виктор, День “М”. Когда началась Вторая мировая война?, Оксфорд , 1993.

 

©Сергей Четвертаков 2007  

Статья опубликована с согласия автора.

К началу статьи

 
Введение Мегарегион Структура Контакты На главную
Путь к проекту Аналитики Этика Биографии Гостевая книга
О проекте К списку статей Условия участия Ссылки Стенограммы
 
Последнее обновление: 05.07.16

© Мегарегион - сетевая конфедерация 2004-2006